Презентация новых изданий ГОСНИИР

16 ноября 2023 г. в 15:00 в конференц-зале ГОСНИИР состоится презентация четырех электронных изданий, которые были подготовлены к юбилею института. Все издания утверждены и рекомендованы к печати Ученым советом ГОСНИИР. Презентация будет включать доклады авторов изданий и пройдет в двух форматах: - очно: в ГосНИИР (ул. Гастелло, 44, стр. 1, ст.м. "Электрозаводская", "Сокольники") - дистанционно: будет вестись трансляция на платформе «МТС Линк» (ВЕБИНАР) Вход свободный.

Наука 6+

1. Федосеева Т. С., Беляевская О. Н., Гордюшина В. И., Малачевская Е. Л., Писарева С. А. Реставрационные материалы. Курс лекций. 2-е изд., с исправлениями и дополнениями. 

Настоящий сборник создан на основе курса лекций Татьяны Сергеевны Федосеевой «Материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства». Учтена доработка текста, выполненная после издания (1999) самой Т. С. Федосеевой и её коллегами. В книге содержатся сведения о химическом составе, свойствах и областях применения широкого круга реставрационных материалов, включая природные и синтетические адгезивы, консолиданты, покровные материалы, растворители, пигменты. Анализируются причины, приводящие к разрушению объектов культурного наследия, музейных экспонатов, описываются особенности технологии реставрации предметов из дерева, стекла, рукописей на пергаменте, а также приводятся сведения о современных технологиях и материалах, разработанных за рубежом.

Книга предназначена для студентов художественных вузов и учащихся специальных учебных заведений, которые готовят реставраторов, историков искусства, археологов и музейных работников.

2. Проворова И. Н. Музейная энтомология: Музеи как среда обитания насекомых. Видовое разнообразие вредящих видов. Защита музейных предметов и коллекций. Управление энтомологическими рисками: Учеб. пособие.

Автор-составитель учебного пособия – Ирина Николаевна Проворова, энтомолог, кандидат биологических наук, ведущий специалист Лаборатории биологических исследований ГОСНИИР.

Значительная часть биологических рисков при хранении музейных фондов связана с насекомыми. Насекомые, способные питаться органическими материалами в музеях, — один из основных факторов повреждения музейных предметов и утраты целых коллекций.

Современная энтомология — наука о насекомых — подразделяется на ряд самостоятельных дисциплин: общую энтомологию, сельскохозяйственную энтомологию, лесную, медицинскую, ветеринарную, энтомологию запасов. Являясь теоретической научной дисциплиной, общая энтомология служит фундаментом для названных выше прикладных энтомологических дисциплин.

Современные знания в области «насекомые в музеях» составляют новую, особую биологическую дисциплину — музейную энтомологию. Музейная энтомология — прикладная дисциплина, которая изучает биологическое разнообразие насекомых, средой обитания которых могут быть музейные здания и помещения с их экспозициями и фондовыми коллекциями предметов, а также разрабатывает способы противодействия таким насекомым — меры обеспечения сохранности предметов — через профилактику заражения и методы борьбы с насекомыми в музеях.

3. Писарева С. А. Методика идентификации материалов грунта и пигментов произведений живописи; Баранов В. В. Технология поздней русской иконописи: Научное издание. 

Книга состоит из двух частей. В первой части представлена Методика, разработанная в Лаборатории физико-химических исследований ГОСНИИР. На протяжении более сорока лет она используется для аналитического определения состава художественных материалов – пигментов и наполнителей грунтов. Ключевой момент методики – использование комплекса методов физико-химического анализа, что является непременным условием получения достоверного результата при определении химического состава материалов в произведениях искусства. В таблицах представлены данные о начале производства и использования в живописи всех известных на сегодняшний день пигментов. Во второй части публикуется статья, в которой содержатся сведения о технологии произведений поздней русской иконописи.

Методика лабораторного анализа материалов грунта и пигментов красочного слоя произведений живописи разработана в Лаборатории физико-химических исследований ГОСНИИР в результате многолетней практики исследования художественных произведений разного времени. Химический состав грунта различен в произведениях разных художественных школ и на разных этапах исторического развития станковой живописи. И поскольку определение его состава может объективно свидетельствовать о времени и месте создания произведения, его исследование — непременное условие и один из главных моментов технологического изучения произведения.

Систематическим исследованием приёмов письма и технологии произведений поздней иконописи и, в частности, икон-имитаций XIX — начала XX в. долгое время никто не занимался. Это обстоятельство было напрямую связано с неприятием в целом иконописи 2-й половины XVIII — начала XX в. как самоценного, художественно значимого явления в отечественном искусстве. Однако с 1990-х гг. иконописание указанного периода стало предметом активного изучения учёными и любителями-коллекционерами, которое в дальнейшем выросло в полноценное направление научных изысканий в области русского искусства нового времени.

4. Цхай А.А. Переплеты старопечатных книг XV–XVII веков. История, технологические особенности, принципы реставрации. Научное-методическое издание. 

В пособие вошли результаты изучения переплетов старопечатных западно-европейских и русских книг XV–XVII веков по материалам собраний Москвы. Рассматриваются технологические особенности, проблемы реставрации переплетов и пути их решения. Автор – реставратор, научный сотрудник Отдела научной реставрации рукописей и графики ГОСНИИР А.А. Цхай.

Интерес к истории и технологическим особенностям переплетов старых книг в последнее время связан с проблемами, которые встают перед реставраторами при восстановлении книжных памятников. Чтобы правильно восстановить отдельные части переплета, утраченные полностью или частично, выделить авторские или поздние элементы, необходимо знать, как менялась технология изготовления переплетов во времени. Появление и развитие книгопечатания привели к расцвету переплетного мастерства. На переплетах самых ранних старопечатных книг нет данных ни о названии книги, ни об ее авторе. Переплет продолжал выполнять свою защитную функцию и являлся украшением книги. Именно по внешнему виду переплета можно судить о вкусах, предпочтениях и возможностях владельца. В данное пособие вошли результаты изучения технологических особенностей переплетов старопечатных книг XV–XVII веков, их реставрации.

Поделиться:

165 дней назад
16 ноября 2023 15:00–18:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов